|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 439
жбур) к своим действиям, а не осуществляет их свободно, характеризовали человеческие действия как «творимые» Богом, но «при-сваемые»
человеком.
Кияс (ал-Кийас) — «аналогия». Суждение по аналогии, ведущий принцип рационалистического исследования правовых вопросов.
Макрух — «неприемлемое, недостойное» — категория поступков и действий, не являющихся нарушением шариатских правовых норм,
но осуждаемых с моральных позиций. (Например, вызывающие поведение, небрежность при правлении религиозных обязанностей,
скупость, жестокость, особенно по отношению к зависимым людям, склонность к роскоши и расточительство, пренебрежение семейными и
общественными обязанностями, неоправданное предпочтение одних родственников другим, особенно при выделении долей имущества,
брак с иноверкой, брак с малолетней и т. п.). Порицаемое поведение.
Мухтасиб — надзиратель.
Сунна (ас-Сунна — «обычай», «пример») — пример жизни Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и
каждого мусульманина.
Сура (ас-Сура — «ранг», «ряд») — название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана. В самом тексте Корана термин
«Сура» имеет значение «первостепенное»., «наиважнейшее». Техническое значение — «глава» Корана.
Фикх (ал-Фикх — «глубокое понимание», «знание») — исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция),
исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле).
Хадисы (хадис — «новость», «известие», «рассказ») — предания о словах и действиях Мухаммеда, затрагивающие различные
религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Второй после Корана источник права, на них основана сунна, они содержат в
себе значительную часть принципов и идей ислама.
Хапал («свободное», «несвязанное») — разрешение; дозволенные, допускаемые действия, входящие в категории фард, нанду б и мубах.
Фард — «обязательное»: поступки и нормы поведения, вмененные человеку в обязанность как религиозные заповеди, в первую очередь
ритуальные предписания и соблюдение основных норм благочестия. Мандуб — «рекомендуемые»: действия и поступки, не являющиеся
предписанными или обязательными, но совершение которых высоко оценивается окружающими. Это — все проявления щедрости,
милосердия, благочестия, религиозного усердия и т.п., как то: раздача милостыни сверх установленной, пожертвования, прощение долгов,
отпущение невольников, выкуп пленных, отказ от тяжб, сдерживание гнева, посещение больных и умирающих, помощь при погребении,
посещение мечети чаще, чем по пятницам, совершение молитв сверх обязательных, особенно ночных, чтение, изучение и переписывание
Корана, привлечение к исламу иноверцев, оказание гостеприимства и защиты, указание дороги, снаряжение воинов для джихада и т. д. Сам
человек при совершении этих поступков не должен требовать от других того же или каких-то преимуществ для себя, ибо все это должно
делаться по душевной потребности. Мандуб занимает важное место в исламской этике, так как создается возможность сводить многие
социальные противоречия к личным конфликтам, достаточно легко устраняемым. Мубах — «дозволенное». Категория поступков и
действий, рассматриваемых
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|