На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 435

тина, правда, идеал, разум) — одна из основополагающих категорий китайской философии. 2) «Благопристойность» («эти -ко-ритуальные нормы», «этикет», «этика», «ритуал», «церемонии») в этом, втором случае — категория, сочетающая два основных смысла — «этика» и «ритуал». А также: всеобщий принцип, долг, нормы поведения; сто-дворки. Лин — распоряжение. Люй — законы. Мин — жизнь, предопределение («судьба», «жизнь», «жизненность», «веление», «приказ»). Категория китайской философии, сочетающая значения «жизненное предопределение» и «предопределение жизни». Праджня-парамита — путь обретения истинной мудрости. Сань ган у чан — «Три устоя и пять постоянств» (сокращенно — ган чан — «устои и постоянства»). Традиционное для конфуцианства обозначение нормативных отношений между главными социальными ролевыми позициями и нормативных этических качеств. «Сань ган» («три устоя», «тройственная норма») — нормы отношений между государем и сановником, отцом и сыном, мужем и женой определялись как атрибуты ван дао («пути правителя») и требования, исходящие от тянь (неба). Государь — устой для сановника, отец — для сына, муж — для жены. Словосочетание «у чан» (пять постоянств) обозначило у Дун Чжуншу качества «пути мужа», над совершенствованием которых должен трудиться ван (правитель): «гуманность» (жэнь), «должная справедливость» (и), этико-ритуальная «благопристойность» (ли), «разумность» (чжи), «благонадежность» (синь). Впервые применил это словосочетание как единое понятие в XII в. Чжу Си. Сань цзао (синь цзяо) — «три учения» — обозначение конфуцианства, даосизма и буддизма, подразумевающее их сопоставимую доктринальную и мировоззренческую ценность. Син — 1) «Индивидуальная природа» («качество», «характер», «пол»). Обозначает природные качества каждой отдельной вещи, в особенности — человека. В философских построениях категория «син» фигурировала, как правило, в соотношении с понятиями «добро и зло» (шан, э), «сердце» (синь) «предопределение» (мин) «чувства, чувственность» (цин) «принцип» (ли). 2) «Телесная форма» («тело», «плоть», «фигура»). Категория китайской философии, означающая «оформленную» вещь. Основные корреляты син — «имя/понятие» (мин) и «дух» (шэн). Синь — 1) «Сердце» («психика», «сердцевина», «субъективное», «дух», «сознание»). Категория китайской философии, имеет четыре основных смысла: 1) функциональный орган — средоточие сознания и психических возможностей, в том числе чувств и воли; 2) «сердцевина», квинтэссенция возможностей любой «вещи»., живой и неживой, в том числе и человека; 3) функции сознания, психики и познания; 4) обозначение субъективно идеального (стандартная оппозиция: «вещь», «объект» (у). Например: вэйсинъч-жун — идеализм, вэйучжун — материализм). В конфуцианстве качество «сердца» рассматривалось как критерий отличия человека от животных и показатель уровня личных достоинств. 2) «Благонадежность» («доверие», «вера», «истинность», «верить», «доверять»). Понятие китайской философии, главным образом этики. Сутра — см. стр. 433


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes