|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 431
Джьотша — астрономия, ориентированная на календарь ритуальных действий.
Доса — ненависть.
Дхарана — созерцание (второе внутреннее средство йоги).
Дхарма (от корня «дхар» утверждать, поддерживать, защищать) — то, на чем держится [нечто — или мир, общество]. Важнейшее
понятие индийской культуры. Эквивалента не имеет, контекстно переводится как «правило», «право», «мораль», «нравственность»,
«религиозный долг», «закон», «обязанности», «правда», «устои», «доктрина», «система», «религия», «добродетель», «образец», «норма»,
«идеал», «порядок мироздания» и т. п.
Дхармакая — космическое тело Будды, см. Трикая.
Дхьяна (от «дхяй» — «[умо] зреть», т.е. умозрение как процесс) — термин теории йоги. Примерно соответствует неоплатоническому
экстазу. Характеризуется отвлечением сознания от созна-вания процессов в организме и от данных органов чувств. Самосознание
умозрящего остается при умозрении пассивным, а объект сам раскрывает свою сущность, это сопровождается духовным восторгом; далее
— сосредоточение возрастает, завершаясь чистым, нейтрально оцениваемым сосредоточением. Это специальное духовное умение. В йоге —
первое внутреннее средство — фиксированное внимание.
Калька — правила выполнения ритуала; ритуал.
Кальпа-сутра — разряд валийской литературы сутр. Посвящены изложению ритуала, как одной из вспомогательных дисциплин
(беданга), связанных с изучением вед.
Кальяна — желание всем добра.
Кама — желание, наслаждение, чувственная страсть; «одна из трех целей человека» (триварга).
Карма — поступок, деяние, ритуал; судьба, закон судьбы, закон воспроизведения сансары.
Крия — добродеяние.
Каста (португальское — casta) — род, вид, порядок. Группа людей, сознающих свою общность, заключающая браки только между
собой, имеющая круг традиционных занятий, а также специфические обычаи, обряды, мифологию, включенная в иерархическую систему,
т.е. занимающая определенное положение по шкале социального престижа. Каста стала одним из важнейших элементов этики в индуизме.
Зародыш касты в четырех варнак. В касту первращается любая социальная группа — профессиональная, конфессиональная — возникающая
в данном обществе. В настоящее время в Индии около 3000 каст.
Кшатрии — члены второй по статусу варны в Древней Индии. Дхармой кшатриев была охрана подданных (война и управление).
Лобка — страсти.
Майя — иллюзия, колдовские чары, наваждение. В Адвайта-ве-данте понятие, объясняющее (точнее, называющее, ибо майя совершенно
необъяснима) мир как только-кажимость, только-явле-ние.
Мантра (от корня «май» — мнить, полагать + орудийный суффикс «тра», т.е. «орудие осуществления психического акта») —
сугубо необыденный текст, произнесение которого и твержение вполголоса или бормотание тысячи раз считается производящим особые
результаты магические или духовные.
Мокша — избавление, освобождение. Предельная, окончательная цель стремлений индивидуума, мыслимая как избавление от всякой
изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|