|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 418
в любой момент покарать отступника от веры и прийти на помощь истинно верующему. Человек постоянно
находится под бдительным, неподкупным и недремлющим взором божества: он обязан об этом помнить и жить
в «страхе божием». Чувством, которое в первую очередь эксплуатировалось религиозно-этическими
концепциями, был страх перед гневом бога, страх, заставляющий следовать вечным и неизменным заповедям
бога, страх перед толкователями его велений — жрецами и священниками, наставниками и исповедниками.
Однако в ортодоксальных учениях подчеркивалось не только всемогущество божества и неотвратимость
божественной кары, но и любовь бога, его бесконечная доброта и милость по отношению к тем, кто выполняет
его заповеди. Истинно верующий мог рассчитывать на благоволение бога к его земным делам. Любовь к богу
рассматривалась как одна из главных добродетелей.
Безусловное подчинение воле бога, следование его предначертаниям от рождения до смерти позволяли
надеяться на посмертное спасение души. Даже создатели наиболее абстрактных идеалистических концепций
средневековья (Нагарджуна, Шанкара) при переходе к этическим проблемам отступали от философии в пользу
религии, отдавая первенство вере в божество. Потустороннее воздаяние бессмертной душе в соответствии с
заслугами или прегрешениями — необходимый заключительный этап в ортодоксальных концепциях. Учение о
предопределении снимало проблему свободы воли, а вместе с ней и проблему морального выбора.
Попытки ортодоксальных мыслителей сочетать идею предопределения и свободу выбора человека между
добром и злом приводили к сложной казуистике и разрешались либо формально, либо путем прямого
отступления от рационализма к иррационализму и мистике. Более поздние из подобных концепций в исламе и
христианстве пытались сочетать учение о предопределении с использованием идей Аристотеля (ал-Газали,
Фома Аквинский). Уязвимость и неизбежная ограниченность религиозно-этического рационализма, усиление
философско-рацио-налистической критики подобных аргументов представителями средневекового
свободомыслия обусловили уси
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|