|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 416
В эпоху зрелого средневековья определилась непримиримость, противостояние в сфере этики (как и в сфере
философии) линии Августина и линии Абеляра, как борьбы свободомыслия против религиозной ортодоксии.
Смысл этой борьбы — в раскрепощении воли и разума человека. От первых, осторожных, не порывающих с
авторитетом бога шагов — до решительной секуляризации морали.
Насколько труден этот путь, доказывает гениальное творение ДантеАлигъери (1265-1321) «Божественная
комедия». С одной стороны, Данте, казалось бы, следовал религиозно-этической концепции и с необыкновенной
силой изобразил в своем «Видении» все круги ада, чистилища и рая. Сами апостолы допрашивают Данте
относительно высших добродетелей — веры, надежды и любви. Обращение к столпам христианства нужно
Данте для того, чтобы со всей беспощадностью обличителя обрушиться на современную римско-католическую
церковь, показать всю низость нравственного падения римских первосвященников, представить церковь в виде
блудницы, подобно тому как в Откровении Иоанна была представлена Римская империя. Парадоксальность и
противоречивость взглядов Данте проявились в том, что устами Фомы он прославил непримиримого
противника религиозно-этической концепции — Сигера, находящегося в раю вместе с Фомой.
В своей обращенности к будущему, в глубокой убежденности в том, что зло преходяще, а подлинная
справедливость и правда восторжествуют, Данте выступал предтечей новой исторической эпохи — эпохи
Возрождения:
Залит проклятым ядом целый свет; Молчит, объятый страхом, люд смиренный, Но ты, любви огонь, небесный
свет, Вели восстать безвинно убиенным, Подъемли Правду, без которой нет 1 И быть не может мира во
вселенной1.
Данте Алигъери. Божественная комедия. М., 1968. С. 468.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|