|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 415
доблестью должен был обладать изящными светскими манерами, соблюдать во всем «меру», быть причастным
к искусству и почитать прекрасных дам, являя собой образец придворного вежества, именуемого куртуазней1.
Однако при всех обстоятельствах любовь была выражением личного чувства, она расшатывала сословные
преграды, противостояла религиозно-этической концепции «греховности плотского вожделения». Воспевая
прекрасную даму, трубадуры и миннезингеры ставили ее наравне с ангелами и девой Марией: «Любовь не грех,
а добродетель, в силу которой дурные люди становятся хорошими, а хорошие совершенными»2.
В знаменитых рыцарских романах — «Тристане и Изольде» и романе Кретъена де Труа (ок. 1130 — ок.
1191) «Клижес» — женщина с большей энергией борется за свою любовь, чем мужчина. Фенисса, героиня
романа «Кли-жес», не только отрицает своими поступками религиозно-этическую форму брака, обрекающего
женщину на пассивно-подчиненное положение, но и куртуазную любовь, при которой женщина отдает чувство
любимому, но принадлежит и любовнику, и мужу. Она произносит слова, ставшие афоризмом: «Чье сердце,
того и тело», — утверждая единственность подлинной любви и неразрывность духовного и чувственного.
Оценивая нравственную позицию Кретьена де Труа, известная современная исследовательница его творчества
Симона Галльен подчеркивает: «Вместо частичной свободы поэт требует для женщины полной свободы, и
закон, на котором непрерывно настаивает Фенисса, говорит о ее требовании полной чистоты»3. В нравственном
идеале любви Кретьен де Труа опередил свое время.
Развитие человеческого чувства способствовало раскрепощению воли и разума человека. Любовь Абеляра и
Элоизы была не только трагичной, но и отличалась чувством собственного достоинства. В ней, как и во всей
жизни и творчестве Абеляра, обнаружилось сопротивление духовному диктату церкви.
Там же. С. 7-15. Там же. С. 11.
Цит. по: Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. М., 1980. С. 474.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|