На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 412

Своеобразие позиции Экхарта состоит в том, что он заставляет теологию подчиниться философии и приходит к единой истине. Эта истина оказывается способом подкрепить руководящие цели плебейского, антицерковного и антифеодального движения ссылками на Библию. Исчерпывающую оценку личности Экхарта дал советский исследователь истории философии А. В. Гулыга: «Экхарт — мистик, он говорит о боге, о его познании, о слиянии с ним человека. Но мистика в средние века — это не всегда то, что мы обычно понимаем под мистикой. Современная мистика уводит человека от жизни и борьбы. В средние века, в эпоху господства религиозного мышления, мистические учения зачастую выступали в качестве идеологического оружия угнетенных... Мистика Экхарта связана с народным, антифеодальным движением бегардов и бегинок, она носит активный, деятельных характер»1. Более решительными в отрицании религиозных феодально-сословных моральных ценностей были народные вольнодумцы, безымянные авторы памфлетов — тех произведений, которые сохранились лишь частично, порою в изустной передаче и более поздних записях. Типичен один из анонимных трактатов, ходивших по рукам в начале XIV в., разоблачавший ханжество духовенства и провозглашавший идеи равенства: «Всех праведных священников от Базеля до Метца и Кельна можно унести в одной горсти — так их мало. Равное право служить вере Христовой дается всем людям, добрым и злым. Высшая праведность жизни не в отправлении богослужений, не в том, чтобы быть священником, епископом, папой. Женщина в такой же степени может быть священником, как и мужчина, потому, что она создана так же, как мужчина. В городе, в церквях служат много месс, а все-таки благочестия больше встретишь в лесах... Довольно и одного епископа на епархию; когда их два — это уже плохо. Если бы человек становился благочестивее оттого, что он... "много вкушает от тела божия", то священник был бы праведное прихожан, а это не так. Однако попы все же учиняют Цит. по: Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962. С. 479.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes