|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 411
учением. Сигер был предан суду инквизиции, вызван к папскому двору, где во время следствия был убит своим
секретарем.
Хотя произведения аверроистов преследовались и уничтожались, влияние их взглядов оставалось весьма
значительным. Их идеи в начале XIV в. излагал Жан Жанден (? — 1328). В известной мере традиции
свободомыслия продолжил Мейстер Экхарт (Эккарт) (12601327), который читал лекции в Париже в начале
XIV в. Для Экхарта важнейшим положением является суждение о единстве материальной природы и разума.
Поскольку человек есть разумное существо, то он не должен оставлять без употребления свой разум: «Что
совершается согласно разуму, то совершается во блого, совершается справедливо, и это хорошо»1. Воля
руководствуется интеллектом, который помогает человеку достичь свободы посредством познания; «Знание
свободно от "боязни и мнений"... И это надежное знание... доступно неученым и беднякам»2. Из этих убеждений
следовали социальные заповеди, с которыми Экхарт обращался уже не к студентам в университете, а к
простонародью в своих проповедях, написанных не на латинском, а на верхненемецком языке. Долг и
обязанность человека — освободить свое сердце от привязанности к деньгам, от рабской покорности: «Человек
должен любить бога, как бог любит человека во всем его высшем совершенстве. Между рабом и господином не
может быть никогда равной любви. Если уж я раб, то я сыну единородному чужд и неравен»3. Экхарт, толкуя
Евангелие, подчеркивал необходимость активной деятельности, действия, а не созерцательности: «Добродетель
человеческая развивается... встречая противодействие и противоположность себе»4. Вопреки обычным в
теологии рассуждениям о благости терпения, Экхарт утверждал, что отвращение и ненависть ко злу являются
порождением любви к добру. Каждому человеку дана возможность стать подлинным человеком.
Цит. по: Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М.,
1962. С. 473.
Там же. С. 476-477.
Там же. С. 478. Там же. С. 479.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|