|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 410
Однако, начав с утверждения свободы воли человека, Фома в конечном счете приходит к ее отрицанию.
«Бог... есть первая причина, приводящая в движение как естественные причины, так и причины доброй воли.
Подобно тому как, приводя в движение естественный характер, точно так же, сообщая движение причинам
доброй воли, он не ликвидирует добровольности вызываемых им действий, а скорее вызывает в них эту
добровольность, ибо бог в каждой вещи действует в соответствии с ее особенностью... Свободное решение...
недостаточно, если его не приводит в движение и не поддерживает бог»1.
Высшим благом Фома полагал «созерцание истинного добра», заключенного в боге, и поэтому оно
достижимо только бессмертной душой. Во имя высшего блага необходимы подвиги добродетели, причем
существенную роль играет добровольная направленность воли на добрые дела.
Фома оказался неспособен победить в диспуте Сигера. Глава аверроистов показал несостоятельность
аргументов «ангельского доктора» и противоречивость его концепции. Тогда Фома, оставив попытки
схоластического теоретизирования, стал резок и категоричен. Фома сформулировал свою позицию в
университетской проповеди в 1269 г.: «В вопросах веры любая старуха знает больше всех философов... ибо
какая старуха не знает, что душа бессмертна?»2
В полемическом трактате, направленном против Си-гера Брабантского, Фома прямо угрожал своему
оппоненту: «И если кто-либо тщеславный захочет якобы от имени науки выступать против того, что мы
написали, то пусть выступит открыто, если осмелится. И он встретит не только меня, ничтожнейшего, по
сравнению с другими, но многих защитников истины, которые разоблачат его ошибки и сделают очевидным его
невежество»3. В 1277 г. парижский епископ Тампье во главе совета теологов осудил 219 тезисов, извлеченных
из учения парижских аверроистов, несовместимых с христианским верс
1 Цит. по: Боргош Ф. Фома Аквинский. М., 1966. С. 138-139.
2 Цит. по: Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XII в. С. 60-61.
3 Там же. С. 61.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|