На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 409

т.е. противостоит этому пороку не качественно, но количественно. Сама добродетель — естественный навык, сообразный с требованиями разума, который возникает у человека в деятельности и исчезает, оставаясь без применения. Что касается блага, то его желают все, но только добрый человек, действующий сообразно с требованиями здравого разума, достигает счастья. В трактате ближайшего ученика и последователя Си-гера — Боэция Дакийского — столь же энергично утверждался земной характер моральных ценностей: «Высшее блого достигается силою разума: для теоретического разума это — познание истины, для практического — добрые цели. Наслаждение этими видами блага и составляет человеческое блаженство. Разумная деятельность — наиболее присущая и достойная человека, поскольку соответствует его природе. А отступление от нее есть отступление от порядка природы, что и есть грех. Цель разумной деятельности — познать существующее, его причины вплоть до первопричины»1. Этическая концепция Сигера оказалась не только вполне светской, но и в основе своей материалистической, поскольку не допускала никакого внешнего природе человека обоснования морали. Лейтмотивом этики аверроистов являлась секуляризация нравственности. Это был вызов ортодоксальному учению, и ревнители догм Священного писания попытались разбить их взгляды теоретически. Они обратились к виднейшим схоластам XIII в. — Альберту Великому и его ученику ФомеАквинскому — монахам ордена доминиканцев. ФомаАквинский (1225/26-1274) — крупнейший представитель католического богословия, автор «Summa Theo-logiae» («Свод богословия») и целого ряда трактатов, в том числе и по проблемам этики. В своем учении Фома стремился реформировать взгляды Августина, приспособить к нему философские достижения XI-XII ее., учесть изменившуюся историческую ситуацию. В этике Фома попытался сочетать взгляды Аристотеля с ортодоксальной религиозно-этической концепцией. Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XII в. М., 1972. С. 64.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes