|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 408
в специальном исследовании о философской концепции Сигера Брабантского известный исследователь истории
европейской философии Б. Э. Быховский, это была не концепция «монопсихизма», а своего рода концепция
«двоедушия», подразумевая при этом не моральную, а психологическую двойственносты. Точка зрения Сигера
на проблему души ближе всего к учению Ибн Сины.
Сокрушительность для теологии в целом и для религиозно-этической концепции в частности выводов,
сделанных Сигером, очевидна: мир вечен и несотворен, разумная душа бессмертна, поскольку она «всегда
соединена с некоторым количеством индивидов, в которых осуществляет свою деятельность»2. Человек
смертен, вместе с телом умирает индивидуальная душа.
В этике Сигер развивал концепцию причинной обусловленности воли человека. Подобно Ибн Рушду он
отверг ортодоксальную догму о свободе воли и предопределении/ Сигер противопоставил свободу («выбор») не
принципу необходимости, а только одной ее форме, принуждению.
Знание и нравственное поведение взаимосвязаны: «Доброе дело это то, что соответствует здравому разуму;
злое дело — то, что ему не соответствует. Здравый же разум является таким, который соответствует благу
человеческого рода»3. Таким образом, в этической концепции Си-гера рационализм сочетается с эвдемонизмом:
детерминированная конкретными обстоятельствами воля творит добро по велению разума и тем самым
способствует достижению счастья. Сигер впервые в истории этической мысли средневековья подчеркивал, что
судить о добре и зле следует не в масштабах Вселенной, а принимая во внимание лишь взаимоотношения в
человеческом обществе.
В трактате «Пять вопросов о морали» Сигер подверг критике учение Августина о теологических
добродетелях. Так, он считал добродетель духовного благородства, побуждающую человека к возвышенному
согласию со здравым разумом, более высокой, чем смирение, которое лишь сдерживает стремление человека.
Она не противостоит смертному греху гордости, но лишь является серединой,
1 См.: Быховский Б. Э. Сигер Брабантский. М., 1979. С. 132.
2 Там же. С. 134-135.
3 Цит. по: Там же. С. 142.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|