На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 407

после грехопадения Адама (первородного греха) человек по собственной воле может только грешить, ибо «для возжелания добра человек нуждается в благодати». Очевидно, что Петр Абеляр оказывается — и в этике — глубже и самостоятельнее Бернара Клервосского1. Абеляр был «родоначальником оппозиционной максимально рационализированной философии западноевропейского средневековья»2. Его борьбу с католической ортодоксией продолжили парижские аверроисты XIII в., признанным главой которых стал Сигер Брабантский (ок. 1235 — ок. 1282). К середине XIII в. в Европе становятся известны многие труды Аристотеля и арабских философов Ибн Сины и Ибн Рушда. На основе изучения этих трудов вырастает собственная концепция Сигера и его последователей, которые подвергли критике не только традиционную концепцию августинизма, но и попытку толкования Аристотеля в соответствии с интересами ортодоксального католицизма, предпринятую Фомой Аквинским. С точки зрения этических проблем особенно существенно решение Сигером вопроса о возникновении человека и об отношении души к телу. Сигер утверждал, что из конечности существования отдельного человека не следует конечность человеческого рода. Что же касается взаимоотношения души и тела, «Сигер расчленяет душу надвое: на чувственную, являющуюся телесной формой, и разумную, не являющуюся таковой»3. Как удачно отметил 1 Ю. А. Шрейдер утверждает, что, в отличие от трактата Бернара Клервосского, «труд Абеляра не оказал заметного непосредственного влияния на историческое развитие этической мысли, ибо не вошел в систему образования» (Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. С. 65-66). Полагаю, что это суждение нуждается в уточнении. Если речь идет о средних веках, то я уже подчеркивал: все споры в среде богословов об этике не выходили за границы замкнутого круга университетских латинистов. Только Абеляр нарушил это правило, в чем его прямо обвинил Бернар Клервосский. Но в этом круге труды Абеляра были известны не только современникам, но и Альберту Великому, Сигеру Брабантскому и Фоме Ак-винскому, а в последующую эпоху и Лоренцо Валла, и Эразму Роттердамскому, и Мишелю Монтеню. Не говорю уже о косвенном воздействии идей Абеляра. Главное различие в том, что Бернар Клервосский был систематизатором этических взглядов от Посланий апостола Павла до трудов Блаженного Августина, оставаясь в рамках ортодоксальной традиции, тогда как Абеляр стремился к дальнейшему развитию этической мысли. 2 Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979. С. 169. 3 Быховский Б. Э. Сигер Брабантский. М., 1979. С. 132.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes