|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 405
шился на дух свободомыслия, который пронизывал труды Абеляра: «Запятнал человек этот церковь и занес
свою ржавчину в умы простых. При помощи своих мудрствований он пытался исследовать то, что
благочестивый ум воспринимает посредством живой веры. Вера благочестивых верит, а не рассуждает. Но
человек этот, относясь с подозрением к богу, согласен верить только тому, что он ранее исследовал с помощью
разума»1. Особенно опасным явлением, с точки зрения Бернара Клервосского, были непрерывно возраставшая
популярность Абеляра и широкий резонанс, вызванный его выступлениями: «Мы вступили в опасные времена.
У нас есть магистры, прожужжавшие нам уши; учащиеся отвращают свой слух от истины и обращаются к
небылицам. Имеется у нас во Франции монах, не подчиненный уставу... Петр Абеляр, который рассуждает с
юнцами и болтает с женщинами... На площадях и улицах ведутся споры о католической вере, о рождении девы,
о таинстве алтаря, о непостижимой тайне святой троицы»2. Яростный противник свободомыслия Абеляра
Бернар Клервосский, как отметил Ю. А. трейлер, «был не только крупным теоретиком в области этики, но и
высокоморальным человеком, хотя и обошелся достаточно круто с Абеляром»3. Ему принадлежит трактат «О
благодати и свободе воли», в котором Бернар «впервые сформулировал предпосылку морального поведения как
поступка, совершаемого в ситуации морального выбора, поступка, за который человек несет моральную
ответственность... Таким образом, вся философская проблематика в сфере морального поведения возникла на
основе уже сделанного Бернаром Клервосским»4. В чем суть этого трактата?
Рассуждая о проблеме греха, Бернар Клервосский «противопоставляет естественное влечение и
добровольное согласие. Первое присуще как людям, так и животным, а второе есть особенность человеческой
природы. Поэтому естественные влечения не могут быть причиной греха. Причина не в них, а в том, что
человек, как
1 Цит. по: Абеляр П. История моих бедствий. С. 216-217.
2 Там же. С. 217.
3 Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. С. 69.
4 Там же. С. 68.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|