На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 404

"в моменты самосознания и самодетерминации человека.... помышляющего себя преобразователем мира"».1 По мнению Абеляра, человек по собственной воле способен совершать добродетельные поступки. Именно то обстоятельство, что человек обладает свободой выбора, с точки зрения Абеляра, служит подтверждением премудрости творца. Человек сам ответствен как за свои заслуги, так и за грехи. Оценить поступок человека можно, зная намерения, уровень их осознания и побуждения совести. В этике Абеляра проявилась тенденция к субъективности, к утверждению моральной ценности человеческой личности. Абеляр в своих этических рассуждениях опирался «на традицию трех религиозно-философских эпох: ветхозаветную, античную и христианскую»2. Особенно — на заповеди Иисуса Христа, в которых отличается намерение от поступка и моральному осуждению подвергается намерение; на суждения апостола Павла о внутреннем и внешнем человеке и противоречии намерения и поступка; и размышления Блаженного Августина об истоке греха как проявлении своеволия человека «в помыслах», еще до совершения поступка. Однако, в отличие от Августина, всесторонне рассмотрев интенцию (намерение), Абеляр подчеркивает авторство человека, его личное волеизъявление в выборе не только зла, но и добра. В результате Абеляр с большой психологической глубиной обосновывает пелаги-анскую точку зрения на свободу воли человека. В конечном счете, ограничив произвол Бога необходимостью, Абеляр расширил возможность морального выбора человеком. Пример Абеляра, долгие годы сопротивлявшегося схоластам-церковникам, послужил образцом для многих поколений борцов против церкви и религии. Воинствующий защитник религиозной ортодоксии, Бернар Клервосский (ок. 1091-1153) прежде всего обру- Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. С. 64, 65-66. В конце этого рассуждения Ю. А. Шрейдер цитирует книгу С. С. Неретиной «Концептуализм Абеляра». М., 1994. С. 191. Необходимо добавить, что С. С. Неретина — автор наиболее основательных трудов, посвященных Абеляру. Кроме названной книги ей принадлежит перевод трактатов Абеляра «Теологические трактаты» (М., 1995) и предваряющая их вводная статья «Абеляр и особенности средневекового философствования».


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes