На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 403

Произведения Абеляра и его упорное сопротивление церковным авторитетам обусловили широкое распространение не только идей Абеляра, но и самого духа свободомыслия, которым была пронизана его деятельность. Абеляр стремился отстоять права разума и человеческой свободы в границах религии. В своих трактатах он не подвергал сомнению значение авторитетов в богословии, однако настаивал на необходимости проверять их суждения доводами разума. В противоположность официальному ортодоксальному принципу, идущему от Августина к Ан-сельму Кентерберийскому: «Верую, чтобы понимать», Абеляр утверждал иной принцип: «Понимаю, чтобы верить». Он полагал, что логически обоснованное доказательство бытия бога не противоречит вере. Вместо безоговорочного осуждения античной философии Абеляр настаивал на необходимости ее изучения. В последнем, незаконченном трактате — «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином» он, высоко оценивая этическое учение древних мыслителей, подчеркивал, что оно нисколько не ниже христианского и полнее соответствует доводам разума1. «В этом диалоге этика рассматривается как естественный закон, открытие которого составляет "цель всех наук"... Главная категория этики Абеляра — это интенции (сознательное намерение), которая есть корень поступка... {ибо] грех может совершаться без греховного поступка — только в интенции. И наоборот, человеку вменяется в заслугу благое намерение, которое по не зависящим от него обстоятельствам не воплотилось в поступок. [Таким образом] в этической системе Абеляра различаются категории порока, греха и греховного поступка. Порок — это состояние души, "заставляющее сочувствовать тому, чему сочувствовать не надлежит". "Грех — это само сочувствие греху", делающее человека виновным в оскорблении Бога... [Таким образом] вина возникает еще до поступка как интенции — намерение или склонность совершить греховный поступок... Абеляр подчеркивает добровольность греха — осознанное желание совершить то, что запрещено... Акцент на внутренней интенции в грехе и покаянии превращают раскаяние, угрызения совести, исповедь


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes