На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 402

Пьер (Петр) Абеляр (1079-1142) принадлежал к феодалам. Его отец, рыцарь Беренгарии, имел небольшие владения, и Абеляр должен был их унаследовать, но он отказался от наследства и целиком отдался изучению и преподаванию философии. Его преподавательская деятельность и трактаты «Введение в теологию», «Диалектика», «Этика» (называемая также «Познай самого себя») и «Да и Нет» вызвали яростное преследование со стороны ортодоксальных богословов. Дважды — на соборе в Су ас-соне (1121) и Сансе (1140) — взгляды Абеляра были осуждены. Абеляр решил апеллировать к папе. «После собора [в Сансе] он, написав "Апологию" или "Символ веры", в котором полностью отвергал воздвигнутые против него обвинения, пошел в Рим. По дороге заболел, остановился в аббатстве Клюни у Петра Достопочтенного, где и провел остаток дней. Через шесть недель после собора Римская курия вынесла приговор Абеляру, по которому он обвинялся в арианской, пелагианской и несторианской ересях и был обречен на вечное молчание. Трактаты Абеляра были сожжены в соборе св. Петра. Приговор, однако, не был приведен в исполнение из-за заступничества Петра Достопочтенного. Он выступил посредником между ним и судьями, добившись его примирения с Бернаром, и последний не настаивал на выполнении решения курии. В Клюни было написано последнее произведение Абеляра, оставшееся незаконченным — «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином». Замысел его таков: три мужа предстали перед Абеляром в ночном видении и попросили его быть судьей в их споре о том, чья вера лучше. В конце жизни Абеляр обратился к началу философствования — вхождение в суд мировой философии, обращаясь к первопринципам бытия и мышления, обнаруживая собственное самосознание в критическом («крисис» по-гречески есть «суд») состоянии. Ответом на такое состояние могло быть радикальное осмысление позиций, которое и было заявлено, поскольку Философ назвал Христианина-мистика безумцем, а Иудея — глупцом. Позиция Судьи и есть позиция всей философской жизни Абеляра-концептуалиста»1. 1 Неретина С. С. Абеляр и особенности средневекового философствования // Абеляр Петр, Теологические трактаты. М., 1995. С. 38-39.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes