На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 397

товность анализировать свои поступки с точки зрения христианского учения, давать им оценку и каяться в случае нарушения церковных заповедей»1. Грех рассматривался в пенитенциалиях как проступок, затрагивавшие внутреннее состояние индивида. Схема основных грехов была предложена в V в. Касси-аном, а Григорий I Великий в VI в. пересмотрел и незначительно изменил этот список, ставший на века канонизированным: чревоугодие, прелюбодеяние, жадность, гнев, уныние, слабость, тщеславие, гордыня. Самыми тяжкими из смертных грехов считались гордыня и похоть, неумеренность. Таким образом, мятеж духа против бога и мятеж плоти против духа, по мысли Григория I Великого, главные из всех смертных грехов. Наиболее распространены в раннем и в значительной степени классическом средневековье грехи, которые связаны с обычаем и традицией родоплеменного общества — магическими обрядами, запрещенными церковью. «Пенитенциалии воюют с магией, не "укрощенной" церковью, "нехристианизированной" и не поддающейся включению в богослужебный ритуал»2. Религиозно-нравственные проблемы раннего средневековья получали упрощенное толкование в катехизисах, рассчитанных на широкий круг мирян. К их числу относился «Светильник» Гонория Августодунского (кон. XI — нач. XII в.). В «Светильнике» последовательно рассмотрены вопросы теологии, христианской антропологии и эсхатологии. «Пафос "Светильника" заключается в мысли о греховности рода человеческого, большую часть которого ожидает вечная погибель»». Предопределение толкуется как абсолютная воля бога, скорее возведенный в абсолют божественный произвол. Кому предназначено войти в царство небесное — будут спасены, что бы они ни совершили в собственной жизни, гибель всех остальных неизбежна: «Подобно тому как голубь выбирает чистые зерна, так и Христос — своих избранников.... даже и среди воров. Он знает тех, за кого пролил кровь»4. Там же. С. 136. Цит. по: Там же. С. 163. Там же. С. 241. Цит. по: ТуревичА. Я. Проблемы средневековой народной культуры. С. 243.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes