|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 396
суть этого компромисса: пастыри стремились подчеркнуть идеальные, отвечавшие образцу христианских
добродетелей качества святых, тогда как для массы верующих ценность святого определялась способностью
творить чудеса, оказывать непосредственную помощь в земных делах, т... е. именно то, чего ожидали от колдуна
и от ведьмы.
В раннее средневековье церковь все в большей мере эксплуатирует и типичное для суеверного,
невежественного «простеца» чувство страха. Если герои саг смело шли навстречу неотвратимой судьбе, то для
людей, в сознании которых смешаны ценности двух различных эпох, языческое понятие «судьбы» оказывается
связано с христианской идеей предопределения. Это обстоятельство вносило элемент неопределенности,
поскольку оказывался возможным не только выбор между добром и злом, но и надежда на посмертное спасение
души. Наиболее детально эта ситуация представлена в «Видениях» (своеобразном варианте эсхатологических
пророчеств). В них общая картина гибели мира и Страшного суда отходила на дальний план, а возникала
ситуация наказания за грехи непосредственно после смерти грешника. Так, герой «Видения Тнугдала» заявил,
что ужасы ада невозможно описать: «Даже если б все листья на деревьях превратились в языки, то и они не
смогли бы выразить мои муки»1.
Описание загробных мук век от века усиливалось, что с точки зрения духовенства оправдывалось
усугублявшейся греховностью мирян. Этим обстоятельством объясняется и широкое распространение
покаянных книг. Они создавались учеными клириками в раннее средневековье либо в виде тарификации
характерных прегрешений, либо в виде вопросников кающемуся. Наиболее полным был пенитенциалий,
составленный в начале XI в. епископом Бурхардом Вормским.
«Средневековый богослов, называя исповедь "судом божьим", указывает, что функцию судьи выполняет
священник, "викарий Господа"; исповедующийся же прихожанин выступает одновременно и в роли ответчика,
и в роли обвинителя. От него ожидаются способность и го-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|