|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 386
в анонимной «Валаамской беседе» и в полемике Федора Карпова с митрополитом Даниилом.
Углубление интереса к субъективной стороне морали, к анализу индивидуального нравственного сознания
проявилось в этико-психологических трудах Нила Сорского и Максима Грека. Понять свое жизненное
предначертание, цель жизни, с точки зрения Максима Грека, должен каждый человек. Человеческие
способности слагаются из душевных добродетелей и дара быть искусным в духовной деятельности. И смысл
этого дара — просвещать человече-ство1. Этический идеал Максима Грека противостоял устремленному к богу,
безразличному к миру, погруженному в мистическое самоуглубление идеалу исихастов (па-ламитов).
Таким образом, в конце XVI в. оформились три направления развития русской этической мысли:
религиозно-этическое, выражавшее ортодоксальную точку зрения; светская этика (Иван Пересветов, Максим
Грек, отчасти «Домострой»), связавшая социально-политические и этические, правовые и нравственные
проблемы; третьим направлением, появившимся в XVI в., была мысль, оппозиционная по отношению к
официальной церкви («нестяжатели», стригольники), а затем и к государственной власти (ересь Феодосия
Косого).
Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983. С. 167.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|