На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 384

способно противостоять набегам кочевников. Если в светской этике и в былинном эпосе образцом добродетели считался защитник родной земли, а худшим из худших — тот, кто предавал родную землю, идеалом религиозно-этическим был монах-отшельник, отринувший все земное и посвятивший себя богу. Основатели первого и крупнейшего из монастырей, Киево-Печерской лавры, взяли за образец устав Студитского монастыря в Константинополе и учение исихазма — наиболее реакционную, мистическую концепцию, с ее проповедью неприятия мира и безразличия ко всему мирскому. Эта концепция поддерживала тенденцию к феодальной раздробленности в противоположность идее централизации. Непрерывно возраставшее дробление уделов и княжеские усобицы, сурово осуждаемые в «Слове о полку Игореве», сыграли роковую роль в испытаниях XIII- XIV ее. — времени ордынского ига. «Повести», «Слова» и «Летописи» XIII-XIV ее. — не только скорбные документы о разорении и гибели; в них говорилось о стойкости, готовности пожертвовать собою в неравной борьбе с поработителями. Повсеместно передававшиеся от поколения к поколению былинные циклы, прославлявшие богатырей, оборонявших русскую землю, воспитывали патриотические чувства народа. Произведения устного и письменного творчества пробуждали стремление к борьбе за освобождение от ненавистного ига. Центральным событием XIV в. стала битва на Куликовом поле. В летописных рассказах, многочисленных «Повестях» и, особенно, в «Задонщине», автор которой проводил параллель со «Словом о полку Игореве», выразилась гордость от сознания великой победы. Развитие и укрепление Московского княжества и его превращение в Русское государство привело к существенным переменам в социально-экономической и духовной жизни русского общества. Усиление феодальной эксплуатации, превращение монастырей и высшего духовенства в крупных землевладельцев, борьба духовных и светских феодалов с великокняжеской властью требовали идеологического обоснования и обусловили полемику между представителями ортодоксально-церковной и светской


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes