|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 377
тому не быти»), Пересветов развивал учение о «правде» как справедливой форме правления. Объясняя падение
Византии, Пересветов полагал, что виновники поражения — вельможи, которые своими раздорами, жадностью,
небрежением погубили государство. И Пересветов высказывается за сильного государя, абсолютного монарха
— «как конь под царем без узды, тако и государство без грозы». Именно служилые люди — опора царя, а
поскольку они частично рекрутировались из холопов, Пересветов выступает за отмену холопства: «В котором
царьстве люди порабощены, и в том царьстве люди не храбры и к бою не смелы против недруга: порабощенный
бо человек срама не боится, а чести себе не добывает, хотя силен или не силен, и речет так: однако есми холоп,
иного мне имени не требует»1. Устами своего героя он утверждает: «Бог не веру любит, — правду». Поставить
правду выше веры — прямой вызов церковной ортодоксии. «Правда» — в неограниченном самодержавии,
опирающемся на служилых людей. Но «правда» — это и справедливое государственное управление,
способствующее развитию лучших нравственных качеств, тогда как рабство — наоборот, источник всяческого
зла: «....которая земля порабощена, в той земле все зло сотворяется»2.
Характерно, что в светских этических концепциях (или социально-политических учениях с существенными
этическими аспектами) сближаются понятия «закон» и «добро», «справедливость» и «правда», т.е. право и
мораль. По смыслу рассуждений Ивана Пересветова, именно законность, справедливое правление государя
благоприятствуют развитию и укреплению здоровых нравов, формированию людей с высокими моральными
качествами.
В дискуссиях «иосифлян» и «нестяжателей», а затем — в жестких установлениях «Стоглава»
вырабатывалась и утверждалась догматическая основа православной христианской этики, спустя триста лет
получившая выражение в формуле реакционнейшего консерватизма: «Самодержавие, православие,
народность».
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|