|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 374
образом преследовала любое инакомыслие, не останавливаясь перед пытками и казнями, в конце XV — начале
XVI в. усиливалась критика ортодоксального богословия и его этико-религиозной концепции. В переписке и
сочинениях светских авторов звучат мотивы, далекие от кротости и терпения, безропотного следования
наставлениям пастырей. «Ересь городов — а она собственно является официальной ересью средневековья —
была направлена главным образом против попов, на богатства и политическое положение которых она
нападала... средневековые бюргеры требовали прежде всего... дешевой церкви. Реакционная по форме, как и
всякая ереев, которая в дальнейшем развитии церкви и догматов способна видеть только вырождение,
бюргерская ересь требовала восстановления простого строя раннехристианской церкви и упразднения
замкнутого сословия священников»1. Слова Ф. Энгельса в полной мере справедливы при общей оценке
новгородской и московской ереси конца XV в.
Как уже было сказано, взгляды еретиков разделяли многие представители низшего духовенства, а в Москве
— даже митрополит Зосима, которому приписывают слова, якобы сказанные после того, как предреченный
церковными ортодоксами в 1492 г. «конец света» не состоялся: «А что то царство небесное? А что то второе
пришествие? А что то воскресение мертвым? Ничего того несть, умер кто ин, то умер, по та места и был»2.
Важно подчеркнуть, что именно в среде московских еретиков (кружок Федора Курицина) рассматривались
философско-этические вопросы и предлагались решения, прямо противоречащие церковной ортодоксии. В
«Лао-дикийском послании» Федора Курицина, в «Эллинском летописце», переписанном и
прокомментированном Иваном Черным, осуждались грубые суеверия, аскетическое безбрачие, в
противоположность ортодоксальной идее о предопределенности людских поступков божественным
провидением (в духе паламитов) утверждалась свобода воли («самовластие души») — даже без ссылки на
Иоанна Дамаскина, т.е. без того компромисса с ортодоксией, ко-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|