|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 372
«Наиболее ощутимый и весомый вклад в развитие русской общественной мысли XVI в. составил именно тот
аспект "философии" Максима Грека, который состоял в разработке им проблем "практической морали". Его
мораль носит ярко выраженный, отчетливый и вполне осознаваемый им самим социальный характер, она
связана с социальной практикой. Его нравственные нормативы обращены к различным общественным группам,
а также к лицу, находящемуся на вершине социальной иерархии, — к самому царю»1.
Максим Грек подробно исследует проблематику свободы воли — и со ссылкой на Иоанна Дамаскина
опровергает фатализм астрологов: они «лишают нас самовластного дара, им же почтени быком от сотворшего
есме быти»2. Утвердив идею о «самовластии», т.е. о том, что человек обладает свободой воли, Максим Грек
ставит следующий вопрос: почему обладающий свободой выбора человек избирает иногда добро, иногда зло.
Выводом является суждение: «Три суть подвизающий нас на добрая: естественная семена, и святые силы, и
доброе изволение. Три же суть подвизающий нас на злое: страсти, бесове и злое изволение»3. Таким образом,
три фактора взаимодействуют при осуществлении человеком его «самовластного дара»: положительные
природные задатки, которым противостоят «страсти»; сверхъестественные силы; человеческая воля.
Отсюда — необходимость выяснить природу «страстей», В «Беседе Души и Ума» указывается, что
назначение самовластия — преодоление злых страстей; вновь Максим Грек подчеркивает значение собственной
активности человека: «Самовластный дар твой познавай. Но подлежиши ни единой твари, точию создателю
твоему единому»4; он стремится согласовать утверждение человеческой активности в рамках подчиненности
христианским воззрениям, «подлинно христианской» этики.
Мыслителя выделяло среди книжников его времени глубокое знание христианского богословия и его этиче-
1 Сииицына Я. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 147. 3 Там же. С. 190.
3 Там же.
4 Там же. С. 191.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|