|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 371
1504 г. безоговорочно осудил ересь, «нераскаявшиеся» были приговорены к смерти. Иосиф Волоцкий написал
специальное послание против еретиков — «Просветитель». Иван Волк-Курицын, Дмитрий Коноплев и Иван
Максимов были сожжены в деревянной клетке на льду Москвы-реки (1504). 50 лет спустя был осужден Матвей
Башкин, дворянин, который отвергал официальную церковь, иконопочитание, обряды, критично относился к
Священному писанию, творению «святых отцов», возмущался массовой практикой обращения в
крепостничество крестьян, не верил в чудеса.
Наиболее радикальным из еретиков был Феодосий Косой, выходец из холопов, бежавший в Белоозеро, где и
постригся в монахи. Он не только критиковал догмы Священного писания, но и выступал с проповедью
равенства и братства всех людей и всех народов («иже суть во всех языках, яко вси людие едино суть у бога и
татарове, и немци, и прочи языци»). Он решительно обличал лицемерие и жестокое преследование свободной
мысли. Взгляды его получили широкое распространение и именно среди низших, наиболее угнетенных слоев
общества, за что противники Косого называли его взгляды «рабьим учением»1.
Беспощадное подавление самостоятельности мысли, особенно в области религиозно-учительной, коснулось
даже Максима Грека, прибывшего в Москву для исправления церковных книг, но фактически поддержавшего
«нестяжателей» и не оставшегося чуждым нуждам простых людей.
Максим Грек (1470-1555) «говорил о "философах" как о людях, вкусивших "художного ведения книжна-го,
рекше грамотийского и ритарского и прочих чюдных учительств эллинских"», писал, что государству нужны не
астрологи, а философы — «вводители истины и благочестия»2.
Максим Грек создавал свои труды в зрелые годы, опираясь не только на богатый личный опыт, но и на
знание противоборства различных социальных сил в начале XVI в.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|