|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 368
нет характера как объединяющего, конкретно-исторического, но чувства даются укрупненно, независимо друг
от друга, и их динамизм лишь подчеркивает их независимость от сознания или не существующей еще в
литературе личности. «Богословские трактаты различали три вида внимания, три вида разума, учили о
различных видах человеческих чувств, обсуждали вопросы свободы воли и давали довольно тонкий
самоанализ»1.
Одна из наиболее примечательных систем классификации психических свойств и моральных качеств была
создана Нилом Сорским (1433-1508). Он исходил из положения, согласно которому главное внимание следует
обращать не на внешнюю, обрядовую сторону, а на нравственное самосовершенствование. Отсюда следовала
разработка психолого-этической концепции нравственных чувств. Нил Сорский различал пять периодов
развития страсти: «прилег», «сочетание», «сложение», «пленение» и собственно «страсть». Ее отличительный
признак — длительность, так как она неотступно преследует человека, поглощая все его помыслы и желания.
Восемь основных видов страстей — гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость, чревоугодие, сребролюбие,
любовная страсть — подробно описаны Нилом Сорским. И хотя в основе их перечня — «семь смертных
грехов», и поэтому в полном соответствии с христианской религиозной моралью человеческие страсти —
явление отрицательное, и каждый человек должен бороться со своими страстями и одолевать их, внимание к
страстям и их подробное и своеобразное описание, рекомендации воспитательного характера не лишены
интереса и сыграли значительную роль в истории этики. Каждому из периодов развития страсти Нил Сорский
дал подробную характеристику, основанную, как правило, на конкретном материале. Однако чувства человека
рассматривались независимо от самого человека. Страсти обладали у него способностью к саморазвитию2.
1 Лихачев Д. С. Человек в культуре Древней Руси. С. 76.
2 Д. С. Лихачев называет такой подход «психологией без психологии», добавляя, что страсти (чувства) рассматриваются при этом как
нечто внешнее душе (ЛихачевД. С. Человек в культуре Древней Руси. С. 77).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|