|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 367
русских войск в Коломне на пути их против Мамая предварительно воздвигается самый крупный из всех
русских храмов того времени — Успенский. Тем самым походу русских войск придавался религиозный
характер»1.
С укреплением церкви в Московском государстве еще шире, чем в Киевской Руси, стала распространяться
византийская литература, как правило богословская. Иси-хастская концепция человека, идущая от сочинений
Григория Синаита и Григория Паламы, встречала сочувствие православных ортодоксов. Им были близки
мистические мотивы, психологизм, стремление не только этизировать религиозную литературу, но и сделать
светскую литературу проводником религиозно-нравственного наставления. Подчеркнутое морализаторство
отличало, например, «Русский Хронограф» (первый его вариант составлен в Московском государстве в 1442 г.
Пахомием Логофетом), в котором вся история представлена как собрание назидательных новелл о жизни и
деяниях государей римских, византийских и русских князей, с обязательным религиозно-нравственным
лейтмотивом и выводом. Так, повествование о Траяне завершалось сентенцией о беспощадности смерти: «....но
и сей убо исчезе от жития, во многых пожив победах». Как история, так и естественная история служат
религиозно-нравственному воспитанию, ибо «вся вселенная», с точки зрения средневекового мировоззрения,
представляет собой грандиозное «училище благочестия», в котором каждое живое существо является носителем
какого-либо скрытого назидательного смысла»2.
В церковной литературе XIV в., вслед за сочинениями паламитов, развивалась сложная система
восхождения духа к божеству, учение о самонаблюдении, имеющем целью нравственное улучшение,
раскрывалась целая лестница добродетелей. «Углубляясь в себя, человек должен был победить свои страсти и
отрешиться от всего земного, в результате чего он достигал экстатического состояния созерцания, безмолвия»3.
В этих трактатах еще
Лихачев Д. С. Человек в культуре Древней Руси. С. 92. Там же. С. 84, 85. Там же. С. 76.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|