На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 366

это совершалось в острейшей идеологической борьбе различных слоев господствующего класса — светских и духовных феодалов, массовых выступлениях угнетенных — крестьян, ремесленников, городского люда — против своих угнетателей. Лозунгами этой борьбы становились те или иные еретические учения. Все эти силы и тенденции предстают в сложном, противоречивом переплетении, столкновениях, борьбе, взаимосвязях. Нередко первоначально частное и узкое направление идеологической борьбы приобретало широкий и неожиданный для его зачинателей резонанс. Так, например, борьба «иосифлян» и «нестяжателей» первоначально, казалось, была лишь «внутримонастырской» и сугубо теоретической проблемой богословских споров Нила Сорского и Иосифа Во-лоцкого. Нил напоминал о строгости монастырского устава «студитов», принятого еще в XI в. в Киево- Печерской лавре игуменом Феодосием, и выступал против непрерывного роста имущества монастырей, тогда как Иосиф Во-лоцкий отстаивал право монастырей на безграничное расширение своей экономической мощи, богатства — не считая это делом греховным. Эта дискуссия коснулась далеко не теоретического, а остро практического вопроса — борьбы светской и духовной власти за определенные преимущества, за укрепление своих позиций. Вот почему светская власть поддерживала «нестяжателей» — но в той мере, в какой она сама была заинтересована в уменьшении силы духовных феодалов. Идеи «иосифлян» выражали претензию духовной власти на первенствующее положение в Московском государстве. Очевидно, что развитие этической мысли в таких условиях было достаточно сложным. Тенденции, сложившиеся в предшествовавший период, не исчезли, но серьезно изменились. «Союз церкви и государства способствовал постепенному оцерковлению всех жанров. Особенно усиливается церковное начало в литературе в эпоху татаро-монгольского ига и главным образом с того времени, как среди татаро-монгольских орд распространилось мусульманство. Борьба с татаро-монгольским игом становится не только национальной, но и религиозной задачей. Татары в летописи XIV-XV ее. постоянно называются агарянами, измаилтянами, сарацинами. В месте сбора


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes