|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 364
Высока в этих сборниках и оценка добродетели: «Не место может украсить добродетель, но добродетель
место». Подчеркнуто в них и человеческое достоинство: «Имя и слава дороже человеку, чем красивое лицо»,
«Хорошая смерть человеку лучше дурной жизни» и т. п.1 Мужество, честность, доброта, мудрость —
добродетели, достойные человека: «Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться»,
«Лучше ум копить, чем богатство лукавое»2.
В осуждении богатства переплетались евангельская традиция, родоплеменные пережитки и отношение к
богатству по чину и сану, характерное для феодализма. Недаром Даниил Заточник жаловался князю:
«....богатый муж везде ведом — и на чужой стороне друзей держит, а бедный в своей стороне ненавидим ходит.
Богатый заговорит — все замолчат и после вознесут речь его до об лак; а бедный заговорит — все на него
закричат»3. Он осуждал и «глупого богача» в противопоставлении «умному бедняку». И хотя в «Менандре»
отмечалось, что «богатого все считают мудрым», преобладали иные суждения: «Лучше малое имущество,
добытое правдой, чем многое богатство — без правды», «Не богатый благоразумен, а тот, кто богатства не
требует»4.
Как правило, изречения сборников не противоречат церковным наставлениям, но и не ссылаются на
«премудрость господню». Описанные в них добродетели приобретаются самим человеком. Советы и
рекомендации подразумевали, что человек по собственной воле может творить добро.
Многообразие источников, в той или иной степени отразивших типичные черты морали древнерусского
общества и характер этических взглядов эпохи Киевской Руси, свидетельствует, что процесс перехода от
родоплеменных отношений к феодальному обществу и связанное с ним распространение христианства и
письменности отличались некоторыми своеобразными чертами.
Изборник. С. 215, 221.
Там же. С. 221, 219.
Там же. С. 227.
Там же. С. 219, 215, 217.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|