|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 361
видовы псалмы. Оводы и комары покрывали все его тело, и кусали его, и пили его кровь»1.
Помощь страждущим, твердость в вере, трудолюбие, святость, позволявшая изгонять бесов и творить
чудеса, такими добродетелями отмечен Феодосии, ставший игуменом Киево-Печерской лавры. «Был же он
поистине человек божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцем: смирением, и
разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам своим
покоя... А страждущих всех наставлял, укреплял и утешал, чтобы не знали усталости в своих трудах... Феодосии
заступался за многих перед судьями и князьми, избавляя их, ибо не смел никто его ослушаться, зная
праведность его и святость»2.
Древнерусская литература примечательна тем, что в летописных свидетельствах и житиях раннего времени
(Киево-Печерский патерик — XII в.) отражены не только идеалы, но и действительные нравы эпохи, нередко
весьма далекие от традиционных «образцов». Так, о епископе ростовском Федоре (вторая половина XII в.)
сказано в «Лав-рентьевской летописи»: «Много бо пострадаша человеци от него, в держаньи его и сел
изнебывши и оружья, и конь, друзии же роботы добыша, затененья же и грабленья; не током простьцем, но и
мнихом, игуменом и ереем безмилостив сый мучитель, другым человеком головы порезы-вая и бороды, иным
же очи выжигая и язык урезая, и иные распиная по стене и муча немилостивне, хотя исхи-тити от всех именье:
именья бобе не сыт акы ад»3.
После смерти ростовского епископа Пахомия в 1216 г. летописец проводил его хвалебным некрологом,
начав с того, что «Се бе блаженный епископ избраник божий и истинный бе пастырь, а не наимник; се бе агня, а
не волк, не бе бо хилая от чюжих домов богатства, ни сбирая его, ни тем хваляся, но паче обличаше грабителя и
мздоимца, поревновав нраву Златоустого и переходя от дела в дело уншее сиротами добре пекыйся, милостив
зело к убогым и вдовицам... смерен, кроток, исполнен
1 Житие Феодосия Печерекого // Памятники литературы Древней Руси. XI — начало XII века. С. 331-333.
23 Там же. С. 343, 385.
3 Цит. по: Романов Б. А, Люди и нравы Древней Руси. С. 150.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|