|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 355
он провел в борьбе с половцами, в усилиях по объединению русских князей и прекращению междоусобиц.
Законодательным путем несколько смягчил положение низов, покровительствовал духовенству, поощрял
летописание и литературную деятельность. «Поучение Владимира Мономаха» обращено прежде всего к детям,
но это и политическое завещание, в котором подчеркнуты важнейшие моральные принципы, разумеется,
подкрепленные религиозной санкцией: «Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце
своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра»1.
Далее Владимир Мономах переходит к изложению правил поведения2, ссылаясь на Василия Кесарийского:
«Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и
соблюдать слово господне: "Еде и питью быть без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать,
старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не
свирепствовать еловом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не
беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во
что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть
надеется и вечных благ насладится"»3.
Владимир не просто пересказывает слова Василия Кесарийского, но поясняет их, и от слов проповедника
переходит к собственному наставлению: «...убогих не забывайте... по силам кормите и подавайте сироте и
вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека... Куда бы вы ни держали путь по своим
землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали
проклинать вас»4.
Изборник. М., 1969. С. 147.
Традиция таких правил в феодальном обществе широко распространена. В них смешаны принципы морали, нормы и правила этикета.
Изборник. С. 149-151. Там же. С. 153, 155.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|