|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 347
выразительницей феодальной идеологии. Язычество же удержалось в деревне и было формой проявления
народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах»1. Прочность
этих основ засвидетельствована в фольклоре: в народных легендах и сказках сохранилась память о древних
мифах славян. Так, например, сказка о первых братьях-кузнецах, великих искусниках, сумевших победить
трехглавого змея, — память о древнейшем богатырском эпосе. Письменные памятники свидетельствовали
вплоть до XII в. («Слово о полку Игореве»), что это не только традиция устного творчества. Убедительное
доказательство прочности языческих обрядов — сетования пастырей о пустующих церквах в дни языческих
празднеств. «Книжники» — наиболее образованные люди Киевской Руси, подобные Илариону и Клименту
Смолятичу, Максиму Греку или Федору Курицину, в той или иной степени противостоящие ортодоксальной,
религиозно-мистической традиции, воспринятой монашеством (Феодосии Печерский) от афонских монахов-
молчальников (иеихастов), — имели возможность опираться не только на античность (философов), но и на
прочно связанное с земной жизнью мировосприятие славянского язычества.
§2
РЕЛИГИОЗНАЯ И СВЕТСКАЯ ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В КИЕВСКОЙ РУСИ
(X—XIII ее.)
В IX в. в результате деятельности солунских братьев Кирилла и Мефодия была создана азбука на
славянском языке, сделаны первые переводы наиболее авторитетных текстов из Священного писания,
сборников библейских текстов, тексты церковных служб. Просветительский характер деятельности солунских
братьев и их сподвижников выразился в многообразии литературных жанров: «....послания (Послания
апостольские), своеобразный вид исторической хроники (Деяния апостольские), гимнографические тексты (в
составе церковных служб),
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|