|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 346
свидетельствовавший об относительном смягчении нравов, описан, но не понят летописцем1.
Лишь однажды летописец отметил принесение человеческих жертв Перуну — богу княжескому, богу
войны. Остальным богам, и прежде всего Роду и рожаницам, приносились жертвы медом, кашей и другими
плодами земледельческого труда. Как укоренившаяся традиция этот обычай сохранялся не только во времена
Киевской Руси, но и в Московском государстве — проповеди-обличения в приверженности к «языческой
мерзости» относятся и к
XV, и к XVI ее.
Несмотря на самую яростную борьбу православного духовенства с язычеством, окончательная победа не
была достигнута. Ни казни волхвов, ни жестокие преследования скоморохов, ни репрессии против сел, в
которых справлялись языческие праздники, не смогли уничтожить традиции язычества. В конце концов церковь
вынуждена была «сквозь пяльцы» смотреть на то, как совершалось приспособление язычества к христианству (и
даже содействовать этому). Наиболее типичным способом оказалось «приспособление через отождествление»:
так, бог грома и молнии Перун превратился в Илью-пророка, Белес был отождествлен со святым Власием,
Макошь — с Параскевой-пятницей, небесных кузнецов Сварожичей заменили святые Кузьма и Демьян, Ярило
стал святым Юрием (Георгием). Проявилась закономерность, отмеченная Б. А. Рыбаковым: «....эволюция
религиозных представлений являла собой не полную смену одних форм другими, а наслаивание нового на
старое»2.
В развитии системы моральных представлений, оценок, суждений этот момент противоречивого
взаимодействия сыграл существенную роль.
«С течением веков славянское язычество все более становилось выражением народного мировосприятия.
Церковь с ее международной культурой богословской литературы, живописи, храмоиздательства и
торжественно-театрального литургического действия стала прежде всего
1 Членов А. М. Языческий обряд низложения династии в Киевской Руси (реконструкция) // Обычаи и культурно-дифференцирующие
традиции народов мира. М., 179. С. 36-43.
2 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. С. 597.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|