|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 344
Православные проповедники и летописцы-монахи подчеркнуто отрицательное отношение к язычеству
выражали и непосредственно, и косвенно, приписывая все безнравственные поступки киевских князей-
язычников их «безбожию» и «поклонению идолам». Святослав, который не внял мудрым советам принявшей
крещение матери своей, княгини Ольги (жестокость расправы которой с древлянами за убийство мужа князя
Игоря описана с явным одобрением) и не принял крещения, сказал: «Как мне одному принять иную веру? А
дружина моя станет насмехаться»1. Однако вопреки своей позиции летописец не мог не отметить мужества и
прямоты Святослава, который всегда предупреждал своих противников: «Иду на Вы!» Полководческий талант и
мужество Святослава выражены в словах перед битвой с византийцами, многократно превосходящими русских
силами: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли
Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора. Если же побежим — позор нам будет. Так
не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь».
И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполнились русские, и была
жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали»2.
Византийские, европейские и варяжские источники неизменно высоко оценивали нравственные качества
славян: мужество, смелость, открытость, честность, верность слову. Один из первых византийских историков
Прокопий Кесарийский (VI в.) писал, что славяне «не подчиняются одному человеку, но исстари живут в
демократии; поэтому обо всем, что для них полезно или вредно, они рассуждают сообща.... Судьбы они совсем
не знают и не приписывают ей никакого влияния на людей. Когда им угрожает смерть, в болезни ли, или на
войне, они дают обет, что если избегнут смерти, то тотчас же принесут, за спасение жизни, жертву богу, — и
когда опасность минует, приносят жертву и считают, что этим купили свое
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|