|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 343
Летописец начала XII в. называет бога Сварога (Небо) и его сына Сварожича (Огонь). Сварог научил людей
ковать металл. В представлении летописца с эпохой Сварога связаны установление моногамии и жестокая казнь
— сожжение — за ее нарушение, а с эпохой Дажьбога — появление имущественных различий и государств —
люди стали платить дань царям.
Ниже богов шли персонифицированные члены основных противопоставлений с четко выраженным
нравственно-положительным или нравственно-отрицательным смыслом: Доля, Лихо, Правда, Кривда1. К
низшей мифологии относятся разные классы неиндивидуализи-рованной нечисти, духов, животных, связанных
со всем мифологическим пространством от дома, хозяйственных построек до леса, болота, моря: домовые,
овинники, лешие, водяные, русалки, вилы, кикиморы, из животных — волк и медведь. Их оппозиция всегда
опосредована отношением к человеку и получает нравственный смысл — добра или зла как благоприятного или
неблагоприятного для общности, рода, отдельного человека. Нередко этот выбор оказывался связан с добрым
или злым мифическим персонажем (например, у западных славян — Белбог и Чернобог как персонификация
доброй и злой доли). С утверждением жизни связаны Род, Макошь, рожаницы — дарующие жизнь, плодородие
и долголетие. Именно дарующим жизнь, всемогущим и благодатным представлен Род. Не случайно его
сопоставление с Саваофом и Христом, с обязательным обличением «мерзостных языческих заблуждений», К
XII в. относится комментарий к Евангелию от Иоанна, в котором говорится о «вдуновении» духа в человека:
«Вдуновение бессмертное нестареющее един вдымает вседръжитель, иже един бессмертен и не-погибающих
творец.
Дуну бо ему [человеку] на лице
дух жизни и быеть человек в душю живу.
То тине Род, сед я на воздусе мечеть
на землю груды и в том рождаютс2я дети....
Всем бо есть творец бог, а не Род»2
Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология // Мифы народов мира. Т. 2. С. 451.
Цит. по: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. С. 449.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|