|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 338
и в наибольшей степени опиравшейся на фольклорные, языческие традиции.
В истории этической мысли Киевской и Московской Руси можно различать два периода: от X до начала XIII
в. и после столетнего упадка, связанного с ордынским игом, от середины XIV до конца XVI в. «Основой
формирования этических идей было обобщение общественной практики, нравственных взаимоотношений
людей. Поскольку Древняя Русь переживала эпоху раннего феодализма, не исчерпавшего еще своих
прогрессивных возможностей и тенденций, то и этические идеи, отражая прежде всего общественную практику,
имели исторически прогрессивное содержание, хотя в соответствии с господствующей идеологией были
облачены в религиозную форму»1.
§1.
РОДО-ИШЕМЕННЫЕ ОБЫЧАИ СЛАВЯН И ТРАДИЦИИ ЯЗЫЧЕСТВА
Тысячелетия родоплеменных отношений Определили характер обычаев и традиций древних славянских
племен, отразились в языческих верованиях. Близость к природе рождала противоречивость осмысления связи
человека с миром. Зависимость земледельца от перемен погоды порождала стремление воздействовать на
стихийные явления — либо принудить, либо умилостивить эти капризные силы. Посредниками оказывались
предки — и от тотемизма славяне переходят к поклонению рожаницам и Роду как верховному и древнему
божеству.
В «Повести временных лет» первые киевские летописцы весьма подробно и, как правило, отрицательно
характеризуют образ жизни сравнительно недавнего дохристианского прошлого: «Все эти племена (славянские
— В. И.) имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай
отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими
Пеунова М. Н. Формирование и развитие этических идей XXVII ее. // Очерки истории русской этической мысли. М., 1976. С. 23.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|