|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 329
религиозно-этическим предписаниям, но есть конкретизация норм и рекомендаций. Вместе с тем они
оказывались отличными от религиозно-этических требований. Это не случайно: советы Кекавмена обращены к
людям, которые жили не в монастырской келье, а действовали в мире и имели целью достижение
благосостояния, успеха, содействия окружающих.
В светской этике, ее рекомендациях постоянно обнаруживается специфический византийский
индивидуализм. Его основание заключалось в подвижности и незавершенности феодальной структуры,
остававшейся типичной для Византии и в XIII—XV ее.
Своеобразное уравнивание не только перед богом, но и перед произволом василевса как простолюдинов, так
и знати, и в силу тех же причин, большая степень личного выбора вызывали противоречивые последствия. С
одной стороны — постоянная рекомендация быть осторожным, осмотрительным, недоверчивым к
окружающим. С другой — сравнительно рано возникавшее чувство собственного достоинства, столь ярко
выраженное в словах Касии, не испытывающей ни страха, ни униженности даже перед молодым императором:
Ужасно выносить глупца суждения, До крайности ужасно, коль в почете он; Но если он — юнец из дома
царского, — Вот это уж доподлинно «увы и ах»1.
В светской этике XI—XV ее. пробивали себе дорогу гуманистические идеи, проявившиеся в попытках
разрешить проблему свободы воли без вмешательства бога (Михаил Пселл, Плифон) и в характеристике
конкретных добродетелей (мудрости, мужества, скромности, достоинства как уважения к себе, справедливости,
долга), ив высокой оценке подлинной дружбы как необходимого условия человеческого счастья (Пселл,
Метохит, Плифон). Несомненна существенная роль византийских ученых в развитии светского образования на
Западе (прежде всего в Италии), в пробуждении интереса к античности в эпоху раннего Возрождения.
Значительно влияние византийской духовной культуры в истории восточных (Киевская
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|