|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 327
том на единстве: образцом служила единая и одновременно двойственная природа Христа. Подчеркивалась
связь небесного с земным, аналогия: «бог — вседержитель мира, император — автократор империи».
Рационализм в религиозно-этической концепции получил развитие во взглядах Фотия (конец X в.), Варлаама,
Акин-дина (XIV в.). Согласно этой концепции, человек — раб божий, обладающий определенной свободой
воли: «Бог все предвидит, но не все предопределяет, ибо он предвидит человеческие дела, но не предопределяет
их»1. Нравственное совершенствование доброго христианина предполагало «страх божий» в душе, смирение
перед премудростью бога и веру, надежду, любовь к богу как определяющие добродетели.
Своеобразием византийской этической концепции был более или менее четко выраженный индивидуализм
и религиозно-этический оптимизм. Связь неба и земли, бога и человека подчеркивалась не только идеей
(неоплатонической в своей основе) о нисхождении святого духа непосредственно от бога к человеку, но и
утверждением возможности «обожения» человека.
Нравственный идеал — Христос, нравственный образец, данный в агиографии — мученик за веру или
живущий по вере, подобно Филарету Милостивому. Митрополит Иоанн Кириот (Геометр) (Х-XI ее.) выразил
соответствующий рационализированной христианской этике образец в коротком стихотворении:
Должен свято хранить три блага муж непорочный:
В сердце своем — чистоту; тихую скромность — в очах;
Сдержанность — в речи спокойной.
Кто все соблюдал и усвоил, 2
Много богаче, поверь, Креза лидийского тот2.
Однако рационализированное богословие и апеллирующая к разуму и воле религиозно-этическая концепция
таили в себе опасность для «истинной веры». Рационализм рано или поздно вел к столкновению разума и веры,
к принципиальной критике самих основ вероучения, освобождению философии от опеки религии.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|