На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 320

что во имя науки человек должен отказаться от мирских забот и семейной жизни. Ученый должен быть свободен от зависти к своим собратьям по науке, отличаться прямодушием и честностью, вести жизнь не только созерцательную, но и деятельную. Подобно римским стоикам, Метохит утверждал, что сцена жизни, на которой распоряжается богиня судьбы Тихе, требует от человека готовности к исполнению любой роли. Образование и сознание собственного достоинства способны защитить человека от жизненных невзгод. Сравнивая судьбы государств и судьбы человеческие, Метохит говорил о превратностях жизни, разрушении и гибели государств, пытался проследить естественную закономерность в их развитии. Он рассматривал Византию как «одно из государств», по существу, снимал вопрос о «богоизбранности» и «имперской идее», объяснял симптомы заката империи как следствие вполне естественных причин. Метохит из всех форм правления отдавал предпочтение монархии. Идеальное правление — то, при котором «муж, достойный быть монархом... правит в соответствии с законом... по-отечески, властно... и неподот-четно»1. В таком государстве сохраняют свое место и божественные законы, и политические установления, и учения древних и современных мудрецов о делах людских. Мудрый монарх — величайшее блого для государства, худшее зло — несправедливый, забывший свое назначение монарх, ставший тираном. Метохит выражал идею необходимости основательных занятий наукой, философией древних, не противопоставлял науку и философию богословию. Весьма показательна высокая оценка Метохитом Плутарха: «...он проповедует всякую красоту в жизни и неизменно почтительное отношение к богам, ничего не отталкивает, не отвергает, не оскорбляет чужих обычаев, законов и религии»2. Весьма характерно полное согласие Метохита с Плутархом в оценке Эпикура: «Эпикур... настойчиво пытается опровергнуть божий промысел и заботу о делах человеческих... Он — учитель всяческой гордыни, беспорядочности в ре- 1 Цит. по: Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV ее. Л., 1976. С. 134-135. 2 Цит. по: Памятники византийской литературы IX-XIV ее. С. 339-340.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes