|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 318
Как писала Анна Комнина, Итал вызвал смятение в народе, увлек умы некоторых вельмож и даже самого
патриарха Евстратия Гариды. Церковная ортодоксия весьма чутко реагировала на любое выражение несогласия,
тем более выраженное публично. Это было опасное вольнодумие. В народе такого рода оппозиция неизменно
либо усиливала уже существующую ересь, либо порождала новую: по мнению церкви, нет большего
преступления, чем смущение умов и их возмущение против власти церкви и императора. С согласия императора
Алексея I Комнина Итал был обвинен в ереси и против него выдвинули следующие обвинения:
«1. Стремление пересмотреть установленный догма! в воплощении бога — Слова.
2. Отрицание догмата о воскресении душ после смерти.
3. Увлечение учениями эллинских философов: признание неоплатонической теории переселения душ и
признание платоновских "идей"... предположение о существовании извечного и безначального вещества
(материи — В. И.).
4. Отрицание чудес, исходящих от богородицы и святых.
5. Утверждение примата моральной ценности человека и его возможностей познания»1.
В связи с этим последним Итал якобы утверждал, что «эллинские мудрецы и первые ересиархи, отлученные
семью Вселенскими соборами, на последнем суде окажутся лучше тех, хотя благочестивых и праведных мужей,
но погрешивших по страсти человеческой или неведению»2.
На церковном соборе 1082 г. учение Итала было признано еретическим, а Итал предан анафеме. Как всегда,
в преследовании еретика церковники использовали религиозных фанатиков. Осуждению Итала была придана
широкая гласность. Проклятие совершалось при огромном стечении народа, хором подхватывавшего анафему
при каждом пункте. Возбужденные люди искали самого Итала, чтобы расправиться с ним, он спасся с трудом,
но,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|