На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 311

выгоду, духовную ли или телесную... Где не извлекаешь выгоды ни для души, ни для тела, не трудись»1. Кекавмен исходил из существовавших в его эпоху отношений как прочных и незыблемых. Превратности в жизни людей проистекают, по его мнению, от несовершенства природы человека, забвения страха божьего, нарушения законов. Соответствие должности требуется от архонта, стра-тига и от василевса. Честное исполнение обязанностей — от всех подданных. И в частной жизни труд и ученье необходимы. Обращаясь к сыну, Кекавмен советовал: «Старайся хорошо у править жизнь свою. Если будешь беспечен, то имущество твое сожрут твои слуги и присвоят его себе»2. Речь, разумеется, идет о труде феодала-собственника, о надзоре за поместьем, об опасностях расточительства и надежды на заимодавцев — это ведет к разорению и позору. Не следует предаваться праздности в свободное время. Кекавмен постоянно подчеркивал необходимость разумного воспитания детей, приучения их к полезному чтению. «Своих сыновей и дочерей бей не палкой, а словом, и пусть их не бьют другие... читай книги, а также истории ческие труды и церковные сочинения. И не скажи: "Какая польза стратиоту от догматов и церковных книг?" — так как навлечешь большую пользу. Если ты будешь достаточно усерден, то усвоишь из них не только догматы и душеполезные рассказы, но и немало о мудрости, нравах и стратегии. Ведь почти весь Ветхий завет имеет отношение к стратегии, а также и к мудрости. И из Нового завета немало пользы извлечет прилежный»3. Этические представления Кекавмена не оригинальны: он, как правило, апеллирует к Библии, еще чаще к наставлениям из дидактических сборников, подобных «Пчеле» или «Маргариту». Однако Кекавмен использует прямые обращения к библейской мудрости для подтверждения или усиления того, что подсказано ему практическим, житейским опытом. При всех ссылках (сравнительно Там же. С. 193, 227. Цит по: Памятники византийской литературы IX-XIV ее. С. 161. Советы и рассказы Кекавмена. С. 227, 155.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes