На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 309

бы ты был первым человеком у царя, смиряй себя и не дерзай говорить откровенно, ибо почет и смелое слово вызывают к себе зависть. А если дело понуждает к смелой речи, то говори спокойно, с кротостью. Никому не завидуй, не злопамятствуй, ибо злопамятность ведет к смерти. Уклоняйся от разговоров с людьми беспутными, а когда беседуешь со своими близкими или с кем-нибудь еще, то будь осмотрителен. Если речь зайдет о царе или царице, то не сразу отвечай, а помедли. Ведь много раз наблюдал я, как люди попадали из-за этого в беду. Глупец болтает как бы в шутку, а может и с коварством. Переметнувшись, он оклевещет тебя, будто это говорил ты. Даже если он говорил простосердечно, то другой злодей побежит и донесет об этом и тебя привлекут к ответу за то, что ты находился там»1. Доносы и клевета — обычное явление в Византийской империи. Через 300 лет после Кекавмена Феодор Ме- тохит называл доносчиков «пиявками», которые следят за всеми подозреваемыми в инакомыслии. Кекавмен постоянно подчеркивал, что человеческая природа «обладает врожденной хитростью и смекалкой», что опасен и умный, и глупый враг: один — умом, другой — безрассудством. Но и другу не следует доверять во всем, потому что и он, не задумываясь, подвергнет осмеянию и позору или нанесет прямой ущерб, коль скоро представится такая возможность. В рассуждении «О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме» Кекавмен рекомендовал не помещать друга в своем доме, поскольку «он будет делать любовные знаки твоей жене, будет на нее смотреть бесстыдными глазами; если может, то и соблазнит ее; если же и нет, то все- таки, когда уйдет, похвастает, чем не следует, а если он не скажет, то враг твой в ссоре с тобой будет о том кричать»2. Кекавмен считал, что лучше не иметь друзей, чем в них разочаровываться, и был убежден, что в большом несчастье бывший друг либо устранится, либо изменит былой дружбе. 1 Памятники византийской литературы IX-XIV ее. С. 158. 2 Там же. С. 163.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes