|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 304
жизнь в интригах, в стремлении достичь высших постов в административном аппарате, занятая только
собственным благополучием и готовая оклеветать любого действительного или предполагаемого соперника.
Исполнены горечи и безнадежности слова Касии, обращенные к себе самой и связанные с ее собственной
судьбой:
Когда невежда умствует — о боже мой, Куда глядеть? Куда бежать? Как вынести? Так дай же мне, о боже
правый, бедствовать С мужами просвещенными и мудрыми; Все лучше, чем довольство посреди глупцов!
Доверься в дружбе другу дружелюбном;/, Но берегись невежду выбирать в друзья1.
Самостоятельность далекой от религиозной ортодоксии позиции Касии резко отличалась от традиционной
проповеди смирения и покорности православных пастырей при обращении к женщинам. Касия нетерпима к
порокам. Внешне следуя этико-религиозной концепции Иоанна Дамаскина, Касия шла дальше него в защите
свободы выбора человека между добром и злом.
Остроумно и не без лукавства полемизировала она со взглядами святош на женскую привлекательность:
Хоть женщина красивая, — конечно зло, Но все же в красоте немало радости; Но если и пригожесть у нее
отнять, —2 Двойное зло: и радоваться не на что!2
Далеким от требования ортодоксальной христианской морали было ее звучавшее афоризмом гномическое
одностишие:
Любить должны мы всех, но верить — избранным3.
Ее стихи свидетельствовали о том, что живая мысль не погребена под догматизированной религиозно-
этической системой православия. Исполненные глубокого сознания собственного, личного достоинства стихи
Касии были редким исключением из сложившейся традиции.
Памятники византийской литературы IV-IX веков. С. 319. Там же. С. 319.
Там же. С. 319.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|