|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 302
Когда воинам этого города было предложено перейти в ислам или погибнуть, «выступил вперед один муж,
славный предками своими, по имени Кассой, опора веры истинной, и радостно крикнул сподвижникам: "Будем
держаться с доблестью, храбро выстоим за призвавшего нас разделить участь святых, который избавил нас от
злове-рия безбожных исмаилитов и привел нас в царство небесное. Причастимся же к страданиям Христа!
Пойдем желанным путем! Не будем заботиться о преходящем, но будем помнить о рае! Претерпим немного,
чтобы радоваться вечно!"
И лишь один поддался увещаниям, испугался мук и отрекся, говоря: "Я презираю заповеди христианские и
веру их и буду тебе единомышленником!"»1
Среди защитников иконопочитателей особое место занимает Феодор Студит. Всю свою жизнь он был в
гуще религиозной борьбы. Став игуменом небольшего монастыря в Константинополе, он превратил его в
цветущую обитель и крепость ортодоксии. Феодор — автор догматических трактатов и свыше 500 писем. Среди
его наследия есть стихи, рисующие жизнь в монастыре. Они отличаются простотой, поэтизацией монастырского
быта. Герой его стихов обычен и для «Жития» — смиренный человек, труженик, богобоязненный, не
гнушающийся черной работы, чистый душой. Таким описывает он монастырского повара:
О чадо, как не удостоить повара
Венца за при лежанье целодневное?
Смиренный труд — а слава в нем небесная,
Грязна рука у повара — душа чиста,
Огонь ли жжет — геенский огонь не будет жечь,
Спеши на кухню, бодрый и послушливый,
Чуть свет огонь раздуешь, перемоешь все,
Накормишь братий, а послужишь господу.
Да не забудь приправить труд молитвою.
И воссияешь славою Иакова, 2
В усердьи и смирены провожая жизнь2.
Дидактизм типичен для всех жанров эпохи: хроники поучали примером достойных и недостойных
исторических деятелей, житийная литература — подвигами му-
1 Памятники византийской литературы IV-IX веков. С. 313-314.
2 Там же. С. 282.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|