|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 301
вили сатанинским творением все государственные институты, в том числе и церковь. Павликиане отвергали
почитание богоматери и святых, крест считали символом проклятия, ибо на нем был распят Христос, не
принимали икон и церковной обрядности, не признавали таинств крещения и причащения. Поскольку бог-
творец есть абсолютное блого, павликиане утверждали, что все материальное — творение сатаны и лишь
внутренний духовный мир — создание божественного духа. Бог-отец во всех его ипостасях — творец небес,
ангелов и духовного мира. Павликиане отрицали церковь и духовенство. Вожди павли-кианцев были
странствующими проповедниками — сини-демами (спутниками). Павликианские общины с демократическим
самоуправлением превращались в мощного противника складывавшихся феодальных институтов. Таким
образом, сущностью движения становился протест против феодализации. Императоры IX в. независимо от
своей принадлежности к иконоборцам или иконопочита-телям повели постоянную борьбу с павликианской
ересью. В конце 20-х годов преследования вызвали новое восстание и бегство павликиан на восток, в
пограничную Византии Мелитину, где был создан центр павликиан-ства. В эти же годы в Армении оформилось
близкое к павликианам движение тондракитов.
В середине IX в. против павликиан предпринимались жестокие карательные экспедиции. «В Малую Азию
были посланы три сановника с самыми обширными полномочиями: Аргир, Дука и Судил. Они стремились
физически истребить еретиков. Одних павликиан распинали на кресте, других — обезглавливали, третьих —
топили.... Всего было казнено 100 тыс. человек. Подобные расправы ускоряли обезземеливание крестьянства и
переход крестьянской земли в руки феодализирующейся знати»1.
В X в. житийная литература создала свой идеал святого. Высший подвиг святости, согласно житийной
литературе, — стойкость в «истинной вере». Анонимное сочинение IX в. «Сказание о сорока двух аморийских
мучениках» было посвящено защитникам города Амория, осажденного и разоренного арабскими войсками в
838 г.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|