На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 297

ют» мудрость, а мудрость, в свою очередь, обосновывает и веру, и любовь к богу. Впрочем, нельзя считать Иоанна только философствующим богословом-рационалистом. Не в меньшей мере он обращается и к чувствам верующих — его церковные песнопения, за которые он был прозван «златоструйным», на протяжении многих веков считались лучшими образцами: уже Карл Великий приказал ввести его октоих в богослужение западной церкви. В «Канонах», написанных Иоанном Дамаскином, столь же четко утверждается Никейский символ веры, как и в его богословских сочинениях: Ты свой народ избавил древле, господи, Рукою чудотворною смиряя хлябь: Но так и ныне к раю путь спасительный Ты открываешь, девой в мир рождаемый, Хоть человек всецело, но всецело бог.... Благослови служителей твоих напев И древнего низвергни искусителя. О человеколюбие, прегрешения Понесший наши; даруй же пев1цам твои Несложного устои правоверия1. Текучесть, эсхатологизм раннего христианства в учении Иоанна сменились повторяющимися формулами, правилами, нормами с их неизменным оформлением в обряде. Нравоучительный характер непосредственно выражен в агиографии (житийной литературе). Примером истинной добродетели изображен в «Житии Филарета Милостивого», написанного его внуком Никитой из Алениц, богатый провинциальный землевладелец. Щедростью и милостивостью Филарет прославился по всему Востоку и его окрестностям. Когда же Филарет впал в бедность, то не изменил своим правилам. Он продолжал раздавать нуждающимся последнее, чем владел, а сам переносил все бедствия, «никогда не печалился, не богохульствовал и не досадовал, но, как человек, внезапно разбогатев, становится полон радости, так и он, обнищав, радовался, словно сбросил с себя тяжкое бремя — богатство... Ибо богатство безвредно и не есть порок лишь в том случае, если, пока оно есть, его используют ко благу, а если теряют, vo переносят это беспечально...»2 Так раздавал он все,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes