|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 289
церковные песнопения: об этом говорил Василий Кесарийский. В развитии и закреплении этого принципа
значительную роль сыграл Роман-Сладкопевец (конец V в. — ок. 560 г.). Он был жрецом в Бейруте, переехал в
Константинополь, крестился и стал диаконом. Ему приписывают около 100 религиозных песнопений. В
песнопениях Романа, близких мировосприятию простых людей, слушатели и исполнители узнавали свои
чувства, мысли и идеалы. Церковные песнопения выполняли важную идеологическую функцию. Песнопения
Романа получили необычайную популярность, складывались легенды о «чудесной помощи самой богородицы»
своему певцу — вся позднейшая литургическая поэзия окрашена влиянием Романа.
Примером эмоционального воздействия на слушателей может быть его песнь «На усопших»,
противопоставляющая райские кущи, где души обретают вечное блаженство, превратностям и тяготам земной
жизни:
Не видал я в мире бесскорбного,
Ибо жизни превратно кружение:
Кто вчера величался гордынею,
Того ныне зрю я поверженным,
И плетется с сумою роскошествовавший,
И терзается гладом изобиловавший;
Вы одни, спасены от превратностей,
Воспеваете в 1вечном служении:
«Аллилуйя!»1
Роман был создателем «кондака» — ведущей жанровой формы ранневизантийской гимнографии, которая к
концу VIII в. вытеснилась формой «канона». Если не говорить о собственно формальных и эстетических
различиях, а обратиться к содержанию, то этот переход знаменовал «опускание» повествовательных моментов
за счет усиления внимания к нравственному поучению.
Таким образом, к началу VII в. христианская идеология одержала победу над языческим мировоззрением,
стала безраздельно господствующей, поставила себе на службу достижения античной философии и античной
риторики, разработала специфические средства воздействия на массовое обыденное сознание (проповедь,
церковные песнопения) и закрепила свое определяющее воздействие на всю систему воспитания, в том числе и
воспитания светского.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|