|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 286
не станем мы подражать в искусстве лжи... Но мы будем заимствовать у них те места, где они восхваляли
добродетель и порицали порок»1.
И далее он приводит примеры похвалы добродетели у Гомера и Гесиода, Феогнида и Продика; описывает
случаи из жизни Перикла и Сократа, упорство в упражнениях борца Полимеда и музыканта Тимофея,
рассуждения Пифагора и Платона, поступки Диогена и заключает: «...как бы некую тень добродетели мы
усвоим... из внешних уроков... Так и Биант (сказал сыну, отправляющемуся к египтянам, на его вопрос, что
привезти. — В. И.). "Привести напутствие для старости". Напутствием... он назвал добродетель, заключив ее в
тесные пределы, — он ограничил ее пользу продолжительностью человеческой жизни... я посмеюсь этому как
детской мысли, так как мой взор обращен в долгий и нестареющий век, в котором нельзя постигнуть мыслью
предела, равно как и назначить кончину бессмертной душе»2.
В сущности, здесь изложена программа нравственного воспитания. «Шестоднев» — соответствующее ей
«учебное пособие», а «Гомилия на псалом I» трактует церковное пение как средство, устремляющее к богу и
исподволь наставляющее в христианских добродетелях.
Так в первый период Византийской империи вырабатывается отличная от античной, весьма гибкая и
действенная система воспитания, рассчитанная и на «верхи», и на «низы» общества. Именно христианская
этика, приспосабливая и перерабатывая в духе ортодоксии античные образцы и неуклонно вытесняя языческое
воспитание, кое-что заимствуя и опираясь на силу закона, уже к VI в. становится безраздельным монополистом
в области воздействия на подрастающее поколение и на массы «рабов божьих», для которых церковная
проповедь остается единственным источником наставления в «правильном поведении». Закрытие философских
школ в Эдессе, Александрии и Афинах знаменовало окончательное сосредоточение высшего образования в
руках церкви. Соперничество философа-ритора и богослова закончилось победой богослова, сумевшего
поставить себе на службу и философию ан-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|