|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 285
помыслов. Он смягчает гневливую часть души и вразумляет невоздержную... Псалом отгоняет демонов и
привлекает на помощь ангелов. Он — оружие от ночных страхов, отдых от дневных трудов, защита младенцам,
украшение юношам, утешение старцам, лучшее убранство для жен... В нем глас церкви... О мудрый замысел
учителя, через пение научающего нас пользе!
Глубок в душе след таких назиданий. Насильно выученное помнится недолго, но то, в чем есть приятная
отрада, не уходит из памяти»1.
Среди многочисленных трудов Василия Кесарийского есть сочинение, свидетельствующее о глубине его
убежденности в том, что для вящей славы религии как своеобразная «пропедевтика нравственного воспитания»
может быть использована античная литература — оно так и называется: «О том, как молодым людям извлечь
пользу из языческих книг». Труд этот примечателен тем, что в нем проявилась та гибкость и способность к
ассимиляции культурного наследия античности, которая характерна именно для Византии и чужда
средневековью европейскому.
Определяя принципы подхода к сочинениям древних умов, Василий предупреждает: «... Не следует раз
навсегда предоставить им кормило своего разума и следовать за ними, куда бы они ни повели, но, восприняв у
них полезное, надо уметь кое-что и отбросить.
"Если существует какая-то внутренняя близость между учениями (язычников и учением церкви — В. И.),
изучение светских наук будет для нас полезным, в противном же случае при сличении учений важно усвоить их
разницу, чтобы принять из них лучшее.
... Поэтому-то мы и не будем хвалить поэтов, если они злословят, насмехаются, изображают прелюбодеяние
или пьянство, когда они ограничивают блаженство полным столом и разгульными песнями. Но менее всего мы
будем обращать на них внимание, когда они говорят что-нибудь плохое о богах и особенно когда они
рассказывают о множестве богов и об отсутствии у этих богов единомыслия... Можно то же самое сказать и об
историках, если пишут они историю для развлечения читателей; ораторам также
1 Памятники византийской литературы IV-IX ее. С. 50-51.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|