|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 281
Закон о свободе вероисповедания, изданный императором Иовианом, Фемистий возводит к изначальному
закону, данному богом: «Ведь бог вложил понятие о себе в умы всех людей, даже диких и варваров, и так
внедрил во всех стремление к благочестию, что его нельзя уничтожить ни доводами, ни силой. Но ни способа,
ни пути угодного ему богопочитания он не предписал»1.
Фемистий полагал, что именно сосуществование разных верований способствует укреплению веры и
украшает жизнь разнообразием.
Наконец, важнейшим достоинством свободы вероисповедания, как утверждал Фемистий, было прекращение
жестокой внутренней борьбы. «... В прошлом... мы были страшнее для самих себя, чем любая конница или
пехота внешних врагов: доносы, при помощи которых одно вероисповедание нападало на другое, приносили
государству больше вреда, чем набеги всех варваров на наши области»2.
Земледелец опоэтизировав и возведен Фемистием в образец нравственного поведения: «Земледелец прост и
благороден, он знает только те блага, которые старательно получает от земли, сообразуясь с временами года; он
убежден, что суетность — источник неправды, и держится подальше от нее. По своей натуре он совершенно
чужд несправедливости... если зародится несправедливость, там сейчас же возникают войны, раздоры, и гибнет
земледелие, а где господствует справедливость и благозаконие, там и земля дает здоровый плод... Всякое
человеческое уменье зависит от земледелия, да и не только уменье — от земледелия зависит и образ жизни... нет
никого, кто не нуждался бы в земледелии. Когда оно налажено, оно ведет за собой благосостояние и любое дело
процветает у каждого, а преуспеяние ведет к еще большему благу»3.
В IV в. появился сборник «"Дистихи" Катона», сразу ставший весьма популярным и впоследствии
вызвавший многообразные подражания. Он был едва ли не последним сводом нравственных рекомендаций,
касавшихся всех сторон жизни человека, на котором не отразились предписания христианской морали.
1 Там же. С. 630.
2 Там же. С. 633.
3 Там же. С. 636.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|