|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 278
важных он думает одно, а наставляет в противоположном тому, что думает, не напоминает ли это образ жизни
трактирщиков, — я не говорю честных, — но как раз наиболее бессовестных? Ибо, несомненно, такие учителя
обучают тому, что сами считают наиболее скверным, обманывая и прельщая учеников похвалами, которыми, я
полагаю, хотят прикрыть свои пороки»1.
Именно так, полагал Юлиан, поступают учителя риторики — христиане, поскольку они толкуют ученикам
книги Гомера, Гесиода, Демосфена и других великих мыслителей, писателей, поэтов и ораторов, которые
почитали богов, — а сами учителя бесчестят этих же богов. Подобное раздвоение безнравственно.
Юлиан высоко оценивал роль наставников, обязанных воспитывать личным примером и четкостью идейных
позиций: «Для наставников и учителей существует один общий закон... Все, притязающие называться
наставниками, должны обладать безупречной нравственностью и не сообщать взглядов неподобающих и
противных народным верованиям...»2
Именно таким наставником считал Юлиан философа Ямвлиха. Он не только высоко ценил его как
мыслителя, но прежде всего как человека, достигшего «вершин добродетели» и охотно наставляющего других.
«... Словно какая-то священная искра древних нравов и подлинной, животворной образованности снова
возгорается лишь благодаря тебе», — писал он, обращаясь к Ямвлиху.
В отношении к христианам Юлиан не жалел самых сильных выражений. По его мнению, христиане (он
предпочитает называть их галилеянами), распространяя свое учение, насаждают суеверие и невежество. Они
опасны для государства и народа. Памфлет «Против христиан» он начинал словами: «Полезным, кажется мне,
будет со всеми поделиться соображениями, убедившими меня в том, что коварное учение галилеян
представляет собой злобный людской вымысел. Хотя в учении этом нет ничего божественного, оно сумело
воздействовать на неразумную часть нашей души, по-ребячески любящую сказки,
Поздняя греческая проза. М., 1960. С. 644. Там же. С. 644, 645.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|